Андрей Ковалев
ARTХРОНИКА № 1, 2003, с. 87
Все уйдем в партизаны
События в проекте Дмитрия Гутова "Мама, Папа & Лига чемпионов" разворачиваются в
стандартном среднерусском пейзаже, где старик и старуха, облаченные в новенькую
форму, самозабвенно сражаются за футбольный мяч. В авторском тексте, прилагаемом
к выставке, начертано - "Они продолжают свою игру без зрителей, прессы и
телекамер. Они подобны часовому, которого забыли на посту".
Как и в предыдущем проекте Гутова ("Мама, Папа и телевизор"), в акции художника
участвуют его собственные отец и мать, отчего социокультурный пафос художника,
настаивающего на прямолинейном реализме своих акций, приобретает статус некой
интимной исповеди. Или некоего антифрейдистского манифеста. В семидесятых -
восьмидесятых усилия предшественников и оппонентов Гутова, соцартистов, были
направлены на низвержение и убийство и карающего тоталитарного Отца. Но теперь
дело приобрело новый оборот - на месте несокрушимой тоталитарной машины остались
только бедные старики, "которые впервые столкнулось с современным
капиталистическим миром, когда им уже было за 60 лет. Это герои Дейнеки,
Самохвалова, фильмов "Вратарь" и "Запасной игрок", не покинувшие спортивное поле
и после крушения советской культуры" (из пресс-релиза). Посыл вполне в духе
этики-эстетики русской литературы девятнадцатого века - искусство не просто
должно, но и обязано говорить об "униженных и оскорбленных". Дмитрий Гутов при
этом занят вовсе не реставрацией Светлого Прошлого, но восстановлением навсегда
исчезнувшего мира отцов.
И эту реконструкцию Гутов, выпускник Отделения истории и теории искусства
Института Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И. Репина (проще говоря,
ленинградской Академии Художеств), производит с каким-то монументальным
усердием. В центральной части проекта расположен большой коллаж, где
незабываемые образы спортивных звезд перемешаны с тщательно собранной подборкой
на тему "образ спорта в советском искусстве". Как совершенный невежда в области
физкультуры и спорта, ничего по поводу репрезентативности собранной Гутовым
коллекции спортивного фото сказать не могу. Зато должен сообщить потенциальному
зрителю, что изучение предлагаемой подборки произведений русского, советского и
постсоветского искусства потребует от зрителя, как минимум, высшего
искусствоведческого образования.
Но Гутов все же художник остросовременный, склонный к сложным теоретическим
манипуляциям. Наследие ХХ века у поклонника и адепта основателя марксистской
эстетики Михаила Лифшица и пылкого гегельянца Георга Лукача выражается в работах
Гутова в демонстрации предельного "отчуждения", которое, по мнению теоретических
наставников художника, происходит из отчуждения работника от средств
производства. Другое дело, что в данном случае производство магического - то
есть тотального единения ради спортивной Победы, захирело, подобно большинству
гигантов советской индустрии.
Но проблема отчуждения (если точнее - то очуждения, если использовать термин
Виктора Шкловского), все же осталась актуальной. Самый простой пример, имеющий
отношение и к самому Дмитрию Гутову. Небесной целью искусства девяностых был
диалог с социумом. Ради этого диалога Гутов подвешивал в пионерлагере имени
Гагарина тысячи почти невидимых воланов для игры в бадминтон, заливал грязью пол
в "Риджине", насыпал кучу опилок в Центре Современного Искусства, рисовал
невнятные дилетантские картинки. Но диалог так и остался односторонним, а
художник, претендующий на нечто большее, чем украшение офисов и апартаментов,
нынче смотрится как персонаж по имени Панталоне из итальянской комедии масок,
донимающий окружающих своими нравоучениями. В сущности, столь же нелепый, как и
достойнейшие престарелые леди и джентльмены, митингующие у Исторического музея.
Впрочем, при желании можно найти своеобразную сыновнюю почтительность в
монументальной фигуре белорусского партизана из старого анекдоте, до которого не
дошли сообщения о конце войны, и который продолжает взрывать поезда. Впрочем, и
диалог с этими партизанами Всеобщего, которых отобразил Гутов, также, судя по
всему, принципиально невозможен. Остается только принять описанную художником
ситуацию как данность.
Из его послания, кстати, можно извлечь и прагматические выводы
культурологического и геополитического свойства. Наши спортсмены перестали
побеждать на международных ристалищах вовсе не потому, что утратили волю к
Победе, но потому, что сам спорт перестал быть Ритуалом, каковым он был во
времена Яшина и Дейнеки. Этот давно забытый ритуал и исполняют оставшиеся в
полном одиночестве последние его адепты, которые одни только помнят о его
существовании. Заметим попутно, что очень даже процветают наши легионеры,
сражающиеся в заокеанских командах и превратившиеся из магических персонажей в
субъекты масс-медиа. Таким образом, можно сказать, что "наши" начнут побеждать
только тогда, когда из и декоративного элемента "большого стиля" превратятся в
тривиальный масс-медиальный образ.