Художественный Журнал, № 48 - 49, 2003, с. 92
Богдан Мамонов
ВЫСТАВКИ
28.11.02 - 11.12.02. Дмитрий Гутов. "Папа, мама & Лига Чемпионов". Галерея М.
Гельмана, Москва
Когда-то, лет, наверное, десять назад, со мной произошел забавный эпизод. На
эскалаторе метрополитена я увидел человека, страшно похожего на Юрия Лейдермана.
Однако человек с упоением читал не Дерриду или Делеза, что ему по имиджу
пристало, а… "Спорт-экспресс". Я решил, что передо мной двойник, но однажды,
разумеется, расшаркиваясь и извиняясь, задал эксмедгерменевту вопрос. Дескать,
не в обиду будет сказано, но могло ли такое произойти, что я, Юра, видел тебя,
читающим спортивную хронику. Надо сказать, что и сам я "Спорт-экспресс"
регулярно читал, но с оглядкой, и, завидя кого-либо из художественной публики,
комкал газету и прятал ее, как непристойность. Надо, однако, сказать, что
Лейдермана мой вопрос не смутил и он подтвердил, что да, газету читал и читает
регулярно. Эпоха менялась, сообщество становилось терпимее, и футбол превратился
в развлечение если не модное, то, во всяком случае, приемлемое для персонажа
актуальной сцены.
Вот и Гутов показал проект о футболе или все-таки… не совсем о футболе, ведь,
если пользоваться расхожими штампами того же "Спорт-экспресса", футбол сегодня -
больше чем игра. И уж во всяком случае, больше чем искусство, больше по деньгам,
конечно, но не только. Где-то я читал, что футбол - это мыльная опера для
мужчин. Возможно, сходство здесь и есть, но оно выглядит поверхностным. Мне
представляется, что игра века (только какого уже века?) куда больше имеет
сходство с порнографией, может быть, именно поэтому я всегда испытывал
мучительный стыд, когда в приличном обществе узнавали, что я смотрю футбол. В
самом деле, в этом зрелище присутствует несомненный эротизм и богатый материал
для фрейдистов, не зря еще во времена союзного чемпионата армянские болельщики
кричали "Гуп тур "Арарат", что означало "воткни…"
Есть, однако, и отличия. В футболе привлекательна подлинность боли, экстаза,
агрессии. Здесь невозможен фиктивный оргазм, то есть, простите, гол. Именно
потому футбол столь заманчив, что может позволить себе редкую роскошь -
подлинность, именно поэтому футбольная общественность безжалостно борется с
договорными матчами, и, может быть, именно поэтому футболистам платят столь
большие деньги.
Кстати, о деньгах. Давно замечено, что парадокс современного спорта, в отличие
от спорта древнего, состоит в том, что здесь миллионеры творят зрелище для
простых смертных, для героев Гутова, у которых, кроме футбола, ничего и не
осталось. И пусть не покажутся мои рассуждения о скрытом эротизме футбола
надуманными - Гутов не зря избирает в качестве моделей для своего странного
матча мужчину и женщину - старика со старухой, родителей, наконец.
Миф о родителях стал появляться в проектах Дмитрия в последние годы регулярно,
вспомним его выставку "Мама, папа и телевизор". Но последний проект, несомненно,
выглядит наиболее удачным.
Что здесь сыграло главную роль? То, что для поколения моих и Диминых родителей
футбол играл особую роль, был символом, или то, что модели играют в футбол
воистину самозабвенно и не видно тех актерских проколов, которые резали глаз в
предыдущем проекте? Или то, что Гутов нашел простую, но очень эффектную форму
для экспозиции - средних размеров фотографии с играющими в футбол стариками и
полукустарный баннер - коллаж из футбольных фотографий.
Кстати, удачей художника стало решение вывернуть ситуацию наизнанку: резвящиеся
в чистом поле родители-футболисты представлены на превосходного качества
фотографиях, в то время как знаменитые голеадоры со страниц футбольных журналов
вырезаны и небрежно приклеены на тряпку, напоминая собой фанатские альбомы 70-х,
куда я в детстве наклеивал изображения игроков московского "Спартака" из
"Советского спорта".
Футбол имеет, конечно, свою историю, может быть, именно поэтому тема старости
так хорошо сочетается с ним, но не будет ошибкой сказать, что он и сам является
метафорой истории. И Гутов стреляет в десятку, выбирая в качестве бэкграунда
своего проекта знаменитую историю матча Югославия - Россия. Потому что футбол во
времена двух Иосифов, одним из которых был Тито, - это действительно больше чем
игра, он существовал как политика, небезопасная для всех тех, кто втянут в ее
сферы, причем политика прямого действия, политика, где придание полету мяча
неверной траектории могло отразиться и отражалось на судьбах сотен людей. Но
футбол - это и фольклор, не зря в каталоге выставки приводится очаровательный
пример: к отцу художника на улице подошли двое алкашей и предложили: "Башашкин?",
имея в виду: "Третьим будешь?" (Башашкин играл под тройкой).
Но в проекте у Гутова присутствуют не только политика и фольклор. Его персонажи
играют где-то в поле, под открытом небом, вдвоем, как и до сих пор играют в
русских деревнях, но на самом деле это игра, которая остается после всякой
истории. Истории уже нет - разрушены стадионы, переплавлены кубки, умер не
только Яшин, но и Рональдо, а старики-футболисты продолжают резаться в мяч,
потому что им в общем-то больше ничего не остается…