Художественный Журнал, № 48 - 49, 2003, с. 92


Богдан Мамонов


ВЫСТАВКИ
28.11.02 - 11.12.02. Дмитрий Гутов. "Папа, мама & Лига Чемпионов". Галерея М. Гельмана, Москва


Когда-то, лет, наверное, десять назад, со мной произошел забавный эпизод. На эскалаторе метрополитена я увидел человека, страшно похожего на Юрия Лейдермана. Однако человек с упоением читал не Дерриду или Делеза, что ему по имиджу пристало, а… "Спорт-экспресс". Я решил, что передо мной двойник, но однажды, разумеется, расшаркиваясь и извиняясь, задал эксмедгерменевту вопрос. Дескать, не в обиду будет сказано, но могло ли такое произойти, что я, Юра, видел тебя, читающим спортивную хронику. Надо сказать, что и сам я "Спорт-экспресс" регулярно читал, но с оглядкой, и, завидя кого-либо из художественной публики, комкал газету и прятал ее, как непристойность. Надо, однако, сказать, что Лейдермана мой вопрос не смутил и он подтвердил, что да, газету читал и читает регулярно. Эпоха менялась, сообщество становилось терпимее, и футбол превратился в развлечение если не модное, то, во всяком случае, приемлемое для персонажа актуальной сцены.
Вот и Гутов показал проект о футболе или все-таки… не совсем о футболе, ведь, если пользоваться расхожими штампами того же "Спорт-экспресса", футбол сегодня - больше чем игра. И уж во всяком случае, больше чем искусство, больше по деньгам, конечно, но не только. Где-то я читал, что футбол - это мыльная опера для мужчин. Возможно, сходство здесь и есть, но оно выглядит поверхностным. Мне представляется, что игра века (только какого уже века?) куда больше имеет сходство с порнографией, может быть, именно поэтому я всегда испытывал мучительный стыд, когда в приличном обществе узнавали, что я смотрю футбол. В самом деле, в этом зрелище присутствует несомненный эротизм и богатый материал для фрейдистов, не зря еще во времена союзного чемпионата армянские болельщики кричали "Гуп тур "Арарат", что означало "воткни…"
Есть, однако, и отличия. В футболе привлекательна подлинность боли, экстаза, агрессии. Здесь невозможен фиктивный оргазм, то есть, простите, гол. Именно потому футбол столь заманчив, что может позволить себе редкую роскошь - подлинность, именно поэтому футбольная общественность безжалостно борется с договорными матчами, и, может быть, именно поэтому футболистам платят столь большие деньги.
Кстати, о деньгах. Давно замечено, что парадокс современного спорта, в отличие от спорта древнего, состоит в том, что здесь миллионеры творят зрелище для простых смертных, для героев Гутова, у которых, кроме футбола, ничего и не осталось. И пусть не покажутся мои рассуждения о скрытом эротизме футбола надуманными - Гутов не зря избирает в качестве моделей для своего странного матча мужчину и женщину - старика со старухой, родителей, наконец.
Миф о родителях стал появляться в проектах Дмитрия в последние годы регулярно, вспомним его выставку "Мама, папа и телевизор". Но последний проект, несомненно, выглядит наиболее удачным.
Что здесь сыграло главную роль? То, что для поколения моих и Диминых родителей футбол играл особую роль, был символом, или то, что модели играют в футбол воистину самозабвенно и не видно тех актерских проколов, которые резали глаз в предыдущем проекте? Или то, что Гутов нашел простую, но очень эффектную форму для экспозиции - средних размеров фотографии с играющими в футбол стариками и полукустарный баннер - коллаж из футбольных фотографий.
Кстати, удачей художника стало решение вывернуть ситуацию наизнанку: резвящиеся в чистом поле родители-футболисты представлены на превосходного качества фотографиях, в то время как знаменитые голеадоры со страниц футбольных журналов вырезаны и небрежно приклеены на тряпку, напоминая собой фанатские альбомы 70-х, куда я в детстве наклеивал изображения игроков московского "Спартака" из "Советского спорта".
Футбол имеет, конечно, свою историю, может быть, именно поэтому тема старости так хорошо сочетается с ним, но не будет ошибкой сказать, что он и сам является метафорой истории. И Гутов стреляет в десятку, выбирая в качестве бэкграунда своего проекта знаменитую историю матча Югославия - Россия. Потому что футбол во времена двух Иосифов, одним из которых был Тито, - это действительно больше чем игра, он существовал как политика, небезопасная для всех тех, кто втянут в ее сферы, причем политика прямого действия, политика, где придание полету мяча неверной траектории могло отразиться и отражалось на судьбах сотен людей. Но футбол - это и фольклор, не зря в каталоге выставки приводится очаровательный пример: к отцу художника на улице подошли двое алкашей и предложили: "Башашкин?", имея в виду: "Третьим будешь?" (Башашкин играл под тройкой).
Но в проекте у Гутова присутствуют не только политика и фольклор. Его персонажи играют где-то в поле, под открытом небом, вдвоем, как и до сих пор играют в русских деревнях, но на самом деле это игра, которая остается после всякой истории. Истории уже нет - разрушены стадионы, переплавлены кубки, умер не только Яшин, но и Рональдо, а старики-футболисты продолжают резаться в мяч, потому что им в общем-то больше ничего не остается…