http://antiglobalizm.net.ua/safron.html
Робiтничий Спротив
Современное искусство. Вперед к Марксу?
Среди прогрессивной молодежи Украины наблюдается непрерывный рост интереса к марксизму, а также осознанное желание принять личное участие в борьбе против капиталистических форм насилия, агрессивности, отчуждения и оболванивания. Присоединяясь к протестным действиям, молодежь приходит к выводу о диалектической взаимосвязи революционной практики и теории. В конечном счете, социальная борьба неотделима от выработки мировоззрения и поиска истины. Принципиальные ответы на вопросы, которые перед нами ставит действительность, требуют подчас кропотливой работы над собой, умения слышать, видеть, понимать и воображать (да-да, отрываться от сиюминутной выгоды и спектакля знаний!), короче, постигать мир и людей. Желание не только адекватно объяснять, но и сознательно изменять общество необходимо подразумевает в себе ответственность за слова и поступки. Актуальность и "несвоевременность" прекрасного, а также актуальность и радикальность революционного субъекта в практике неразрывны.
Ниже мы предлагаем вам текст известного левого философа Влада Софронова-Антомони, который недавно посетил Киев, ближе познакомился с киевскими товарищами и прочел две лекции: "Преодоление солипсизма в подходах к искусству: вперед к Марксу" (прочитано в зале кино-клуба Киево-Могилянской академии 14 января 2004 года) и "Кантовская вещь-в-себе с позиций марксисткой методологии" (кафедра социологии Академии руководящих кадров культуры и искусства, 16 января 2004 года, на территории Киево-Печерской Лавры). Студенческому сообществу, для которого философ известен в первую очередь как блестящий переводчик ставших уже "культовыми" книг Жижека и Лавджоя, было чрезвычайно интересно и полезно послушать, задать вопросы и поспорить с Владом. Ведь не секрет, что современный государственный аппарат, лавируя между националистической бюрократией и рыночным произволом, "вытесняет" или демонизирует в глазах учащейся молодежи идеи марксизма. Многие студенты, получив буржуазное утонченное образование, задумаются теперь о своем месте и роли в классовой борьбе. О механизме "социально-политической продажности "класса интеллектуалов" в пользу буржуазии" (В. Софронов-Антомони), а также о выработке личной позиции в этих условиях. Конечно, это неразрывно связано и с переосмыслением более широких вопросов, например, марксисткой эстетики. О чем читайте ниже. Мы же надеемся сотрудничать с Владом и впредь. Присоединяйтесь!
А. Р.
АртКлязьма
Владислав Софронов-Антомони
Институту Лифшица пошел уже второй десяток лет.
Созданный Дмитрием Гутовым и Константином Бохоровым в начале 90-х годов, существовал
он эти годы отчасти как мыслительный эксперимент, отчасти как миф, отчасти как
прообраз будущего состояния умов. Будущего, потому что внимание к строгой и
серьезной эстетике Лифшица с бескомпромиссным ее упором на Маркса и Ленина,
с безоговорочным отрицанием (по крайней мере на поверхности этой эстетики -
что там "внутри" это разговор особый) "модернизма" как такового,
с ее отказом от интеллектуальной травестии и т.д., все это, конечно, на всем
протяжении 90-х не могло рассматриваться иначе, как причуда или как хитрый постмодернистский
же проект, маскирующий себя под антимодернистский. Но вот кажется, что это "будущее
состояние умов" начинает получать осязаемые формы - не только в общественном
сознании, но и в конкретной художественной работе. Слова "идеал эпохи Возрождения",
"отражение реальности", "художественный реализм", имя Ленина
- все эти понятия могут произноситься (по крайней мере в некоторых кругах, которые
- что главное - постепенно расширяются) без подтекстов, иронии, кавычек и прочих
игривостей.
Это изменение состояния умов на сравнительно коротком промежутке времени еще
раз подтверждает такую мысль Льва Троцкого (передаю своими словами, но близко
к смыслу): "Никакая ситуация не может показаться безнадежной тому, кто
понимает законы и направление движения истории".
Сразу оговорюсь - это изменение умов подтверждает и неустойчивость умонастроений
нашего общества, всегда готового отнестись с симпатией (особенно если она ничего
особенного не требует от симпатизанта) ко всему, что покажется "теперь
модным".
И, тем не менее - всякому ясно, что начинается так необходимое спокойное и вдумчивое
возвращение к ценностям поколений начала 20 века, давших величайшие образцы
как продумывания нового мира и его эстетики, так и борьбы за этот мир. ТЕМ БОЛЕЕ
что эти поколения испытали не только величайшие исторические триумфы, но и соответствующие
масштабу этих триумфов трагические и отчаянные поражения (но еще раз см. вышеприведенную
мысль Троцкого).
"Возвращение" марксистско-ленинской эстетики вообще и идей Лифшица
в частности здесь означает не "вытеснение" прошлых и настоящих "неистинных"
форм и течений искусства и замену их истинными. Такая тотальная замена одних
форм искусства другими как раз и образовала надстроечную составляющую того предательства
революции, которое произошло в сталинистском СССР.
Речь идет не о борьбе за доминирование на сцене искусства - напротив, как раз
прошлые десятилетия были вытеснением определенных явлений искусства (в частности
и например - эстетики, которую развивал Михаил Лифшиц) на периферию, в маргинальность.
А то, что обманчиво сходные принципы были государственной догмой, лишь подчеркивает
различие между вниманием и интересом подлинного марксизма-ленинизма к различным
течениям в искусстве и циничным отношением советской бюрократии к искусству
как к идеологическому "испанскому сапогу". Именно для того, чтобы
заморозить и свести к единому ногтю принципиальную множественность искусства
и нужно было циничное превращение в государственный монумент и монумент государству
той области человеческого духовного производства - области искусства - которая
по определению является областью поисков и борьбы.
Это превращение опасного и волнующего приключения, каким является искусство,
в ледяной дворец в стиле сталинского ампира привело к тому, что, застыв в обманчивом
величии, принципы марксистско-ленинской эстетики - лишенные воздуха дискуссии
и соревнования - оказались не "упрочены раз и навсегда", а, напротив,
десятилетиями подмывались, расшатывались и теряли свою привлекательность в умах
и глазах художников. (Доказательством этому то, что после десятилетий обманчивого
доминирования буквально за несколько перестроечных лет идеи Лифшица большинству
стали представляться не просто "устаревшими", а как бы даже "невозможными".)
Такая инфляция марксистской эстетики опять-таки была аналогом более широких
процессов: постепенного расшатывания и лишения привлекательности идеалов коммунизма
- не для Истории, конечно (еще раз см. вышеприведенную мысль Троцкого), но для
советского общественного сознания.
Повторюсь - для меня "проект Лифшиц" является свидетельством движения
к лучшему не в том смысле, что "истинное" приходит на смену "неистинному".
Я так понимаю диалектику Гегеля-Маркса, что в природе не существует химически
чистых образчиков "истинного" и vice versa. Для меня важно, чтобы
на смену множественности постмодернизма, за которой стоит на самом деле равнодушие
и усталость, пришла множественность соревнования (и сотрудничества) идей и людей,
для которых искусство не салонная забава, а часть борьбы за лучшее будущее;
или - если они не мыслят в понятиях борьбы за будущее - для которых искусство
есть что-то такое, без чего жизнь в значительной мере теряет смысл. Мы уже понимаем,
что эта борьба искусства (за будущее общество или - за смысл для неравнодушных)
проявляется не в изображении красных знамен (хотя и в этом тоже), а какими-то
более сложными способами - продумыванию этой сложной связи искусства и социальной
реальности и посвящено творчество Михаила Лифшица.
Лично я убежден в победе принципов марксистско-ленинской эстетики - но именно
принципов, а не тех или иных конкретно-исторических результатов, которыми характеризуется
каждый отрезок нашего развития. От результатов что-то останется навсегда, а
что-то бесследно растворится - так я понимаю принципиальную позицию интеллектуала.
Кстати, это различие твердых принципов и преходящих результатов применимо и
к самому Лифшицу. Его тоже можно и нужно историзировать - увидеть, что в его
мысли крайне важно сегодня, а что останется в его эпохе. Такое размышление над
его текстами и является для меня "возвращением к Лифшицу".
Так что участники "Проекта Лифшиц", неоднократно собиравшиеся для
обсуждения работы в рамках этого проекта, выработали постепенно следующее понимание
своих задач.
"Возвращение Лифшица" - это не знак того, что Гутов и Бохоров путем
многолетней настойчивости "продавили" свой фантазм в определенных
кругах, но, напротив, знак того, что в нашем обществе происходят какие-то важные
процессы, которым вполне отвечают идеи этого мыслителя - не "соответствуют"
может быть, но, по крайней мере, "отвечают". Следовательно, задача
художника, вовлеченного в этот проект, состоит в том, чтобы дать этим изменениям
пластическую форму, выразить их с помощью своего глаза и своей кисти.
Одно из основных возражений Лифшица модернизму состоит в том, что модернистский
художник стремится выразить не реальность, а свое отношение к ней, свое Я, свои
страхи и находки, в то время, как задача искусства, насколько я понимаю Михаила
Лифшица, - дать выражение реальности в красках и формах. Конечно, понятие "реальность"
далеко не просто и само по себе крайне проблематично - но тем интереснее ее
изображение как задача для художника. Следовательно, если мы пытаемся как-то
попытаться решить эту задачу изображения окружающей нас реальности - так решили
участники "проекта Лифшиц" в ходе встреч и размышлений - то мы должны
там, на Клязьме, увидеть и изобразить. Скажем пока так - "увидеть и изобразить".
Но что? Что мы видим на этом пляже, на этом берегу и в окружающих его полузаброшенных
пространствах?
Конечно, можно там ничего не увидеть и просто поставить в кустах, скажем, зеркало
- и попенять потом на него. А можно увидеть немало. Можно, например, увидеть
в том движении руки немолодой и расплывшейся телом женщины, которым она стремиться
укрыть глаза дочери от солнца всю ее (матери) невеселую, полную почти что бессмысленного
механического труда жизнь. Но одновременно в этом движении руки к дочери можно
увидеть и всю надежду, что ее ребенок будет лишен этого бремени бессмысленности.
Можно увидеть отчаянное стремление матери защитить дочь, укрыть, но и одновременно
приподнять, дать ей возможность рассмотреть что-то впереди. А в пустой линии
горизонта под блеклым небом можно увидеть, скажем, "зияющую рану, разделяющую
прошлое и будущее".
Все это (и бесконечное множество чего-то другого) может увидеть художник в простом
движении руки или в неброской линии горизонта и все это он может попытаться
выразить своими средствами - если он хочет и может видеть. Так увидеть это,
значит, мыслить реальность в красках и формах, потому что такой художник не
маляр, но и обладатель определенного рода интеллектуального аппарата: его глаз
схватывает послание реальности и выражает его (послание) движением кисти. Так
что в некотором смысле такой художник является прообразом гармоничного человека
будущего, где интеллектуальный и физический труд не будет непроходимо разделен.
(Этой интеллектуальной составляющей труда художника было призвано отвечать,
в том числе и чтение статьи Вальтера Беньямина "Произведение искусства
в эпоху его технической воспроизводимости", осуществлявшееся в рамках "Проекта
Лифшиц" автором этих строк.)
Выше описано только как была поставлена задача. Не все, конечно, удалось. Не
исключено, что удалось совсем немного. Но вектор был определен, и работа началась.
Разве этого мало?