ЭФФЕКТ КОБРЫ

Художественная общественность требует от меня объяснений, как я могу выставляться у реакционера Гельмана связавшегося  уже не только с Медведевым, но и с мракобесами из РПЦ, да еще и показывать у него иконы, причем в момент максимального напряжения отношений искусства и церкви.

За Марата говорить не берусь. В чаемый им договор о ненападении я верю так же как в пакт Молотова-Риббентропа.

Скажу о своем проекте, который, конечно, не на злобу дня делался, а разрабатывался несколько лет.

В природе существует «эффект кобры». Он отсылает к временам английского колониального правления в Индии, когда один из губернаторов, обеспокоенный количеством смертельных укусов, ввел награду за каждую змеиную голову. В результате количество кобр возросло, так как население стало их тут же разводить. Человек, это животное сплошь и рядом неспособное рассчитывать последствия своих действий, тем более отдаленные. Часто они оказываются прямо противоположны поставленным целям и желаемым результатам.    
Клинические кретины режиссирующие неправый суд над Pussy Riot точно не понимают, к чему приведет их постановка и «эффект кобры» не заставит себя ждать. Не страх божий, в котором они хотели бы держать народ, но рост антиклерикальных настроений будет результатом их усилий, если (не приведи Господи) они сделают из девушек мучениц. (Чего стоит только следователь, угрожающий матери отнять ребенка и отправить в детдом).
Я хочу (прежде чем перейду к иконам) чтобы моя позиция по этому поводу была предельна ясна. В деле главной является правовая часть. Независимые юристы считают, что акция Pussy Riot в храме тянет или на административное правонарушение (15 суток) или вообще не имеет состава преступления. Взбесившееся крыло РПЦ в союзе с властью жаждет крови. Правосудие в стиле Вышинского, конечно, способно на многое, и не хотелось бы стать современником очередного «Московского процесса». Необходимо сделать все возможное, чтобы девушки были спасены.

Такая постановка вопроса не отменяет разговора по существу. Как оценить их произведение?  И можно ли вообще обсуждать этот сюжет, когда его участники находятся в настоящей опасности? Я считаю, что это просто необходимо. Правовой вопрос и вопрос, который можно назвать творческим, должны быть четко разделены. А то, что для обсуждения сути дела время всегда неподходящее, это мне тоже прекрасно известно.

С точки зрения общественной мысли Pussy Riot феномен предельно реакционный, как реакционна вся деятельность Ерофеева, группы «Война», а так же тех, кто вручает им премии. Реакционны они не потому, что задевают тонкие чувства ФСБ, борцов с экстремизмом и некоторых православных граждан, но потому, что у них есть реальные политические последствия, не имеющие ничего общего с интенциями авторов.

Во избежание недоразумений напомню, что я был вызван первым свидетелем в суд по делу о «Запретном искусстве». Хотя все эти сочетания Микки-Мауса с Христом и Лениным мне кажутся совершенно ничтожными ошметками постмодернизма, бездарными в интеллектуальном отношении, я более двух часов объяснял судье, прокурору и зрителям, почему они не имеют ничего общего с 282 статьей и действиями, направленными на возбуждение ненависти по признакам расы, национальности или отношения к религии. И это безусловно так и есть, как есть у всех этих работ, акций и выставок «эффект кобры». Состоит он в развязывании в людях с улицы самых темных охранительных инстинктов, ненависти к интеллектуалам, авангардистам, да и шире к искусству, а в пределе и к самому феномену культуры. Они реакционны, потому, что служат катализатором погромных настроений в обществе, провоцируют их, усиливают, вытаскивают на свет божий, где они расцветают в лучах массмедийных прожекторов.

У этого рода творческой активности есть один выгодопреобретатель – российская власть, действующая по старому, но безотказному рецепту - divide et impera. Вот кто действительно разжигает ненависть, натравливая одну группу населения на другую.

Сколько прекрасных страниц написано на этот сюжет! Сотни, тысячи! Маркс против Бакунина и анархизма, Герцен против Нечаева, Ленин против ультралевизны. Эти знатоки Гегеля и диалектики прекрасно знали, что такое обратные силы, превращение противоположностей и как чрезмерный радикализм вызывает реакцию отбрасывающую общество назад. Жмиевски ничтоже сумняшеся пишет: «Мы говорили с художниками, которые поставили себе целью свергнуть Владимира Путина демократическим путем через трансформацию политического сознания российских граждан». Чтобы эта фраза из зоны прогрессивной левой болтовни перешла в реальность действия, ведущего к освобождению, надо было бы проделать огромную аналитическую работу. То есть не доверяться декларациям художников, а посмотреть ведет ли на деле их активность к «трансформации политического сознания»  и если да, то в какую сторону. Тут бы могло выясниться много интересного. Вспомним опять Маркса писавшего, что есть настолько радикальное отрицание частной собственности, что оно просто является продолжением ее гнусности. (Всякому, кто заглядывал в рукописи 1844 года это прекрасно известно).

Под этим углом взглянем на акцию Pussy Riot в храме пристальнее. Разговоры о том, что она кого-то обижает, мы оставляем в стороне. Тысячи верующих обиделись на Коперника и Галилея, за то, что их из центра мироздания изъяли и в какой-то угол засунули. На Дарвина обиделись уже миллионы, и некоторые до сих пор не могут успокоиться. Реакционность этой акции не в том, что Pussy Riot нарушили сакральное пространство, а в том, что у них в сознании вообще присутствует понятие сакральности. Если бы этого не было, то сама мысль забраться на солею им и в голову бы не пришла.

Для человека имеющего отношение к культуре «сакральность», как и весь мифологический аппарат, доставшийся нам от неолита, предмет рассмотрения извне. Для него это нечто исполняющее в духовном мире функцию денег. То есть великий уравнитель ставящий рядом несопоставимое. Так чудотворной может быть и икона являющаяся шедевром и работа с эстетической точки зрения находящаяся на нулевой отметке, или просто ксерокс с фотографии Николая II.

Никогда художник, смотрящий на икону как на феномен искусства не сможет ее разрушить. Тот, кто ее оскверняет именно и воспринимает ее как культовый объект.  
Поэтому от нас требуется четко отличать два типа атеизма не имеющие между собой ничего общего, несмотря на одно слово, которым их обозначают. Один имеет дело с пониманием того как из саморазорванности земного существования появляется идея неба (знаменитый 4-й тезис о Фейербахе). Другой, способен уничтожить икону, и сам есть прямое продолжение религиозного сознания с обратным знаком. Как таковой он имеет только одно практическое следствие – усиление самых мракобесных сторон этого сознания.

Но и православие не является некой непротиворечивой в себе целостностью. Точнее и этим словом описываются абсолютно разные феномены и группы людей. Если речь едет про целомудрие,  молитвенную концентрацию, духовное сосредоточение мы говорим об одном. Достигнутые в этой области высоты вошли в достояние всего человечества. Новый Завет фантастический памятник позднеантичной литературы, ставший, как говорил Пушкин, пословицею народов. Учение Иоанна Дамаскина об образе – шедевр интеллектуальной мысли, а понимание иконы Феодором Студитом, как некоторые ученые считают, близко ленинской теории отражения. Здесь можно перечислять бесконечно.

Но есть и другое православие, резервуар человеческой злобы, черносотенства, ненависти к культуре. К великому наследию христианства оно имеет точно такое же отношение, какое брежневские секретари обкомов имели к Марксу. (Но и в то время существовали замечательные коммунисты, светлейшие, честнейшие люди, хотя не они делали в стране погоду). 
Если бы я верил в человеческий разум, то напомнил бы людям историю советской власти. Ее репрессивный аппарат не был слишком гуманен. В старческие годы она преследовала диссидентов. Сотрудники КГБ вылавливали религиозных активистов за распространение Нового Завета. Устраивали обыски в поисках Вестника Русского Христианского Движения. В стране была строжайшая цензура. И где сейчас СССР вместе со всей своей идеологией? Перечитайте письмо Белинского Гоголю (актуальнейший текст), и вас не останется сомнений, где в обозримой перспективе окажется путинская Россия  с ее ставкой на православие, самодержавие, народность.

Так, примерно, очерчивается одна из тем стоящих за моим проектом «Икона».

Гутов
Март 2012 г.