Magic Battle at Altamira, 2010     Магическая битва Альтамиры, 2010
       
Concrete, metal, welding
Concrete slab: 410 X 1200 cm
Composition: 230 X 620 X 50 cm
    Цемент, металлический прут, сварка
Цементная плита: 410 Х 1200 см
Композиция: 230 Х 620 Х 50 см
       
Futurologia\Russian Utopias
Garage, Center for Contemporary Culture, Moscow

    Футорология \ Русские утопии
Гараж,
Центр современной культуры, Москва


“The cave paintings strike us as being modern in conception, and therefore familiar. The reason is that they were produced in a unique historical situation and are a great spiritual symbol: for they date from a period when man had just emerged from a purely zoological existence, when instead of being dominated by animals, he began to dominate them. This emancipation from the animal state found an artistic expression as great and universally human as was later found by the Greeks to express their emancipation from agriculture, when they broke with an existence bound exclusively to the soil and took up navigation and maritime trade and began to live the social-political life of the polis. The paleolithic paintings remind us that our present subjection to forces other than nature is purely transitory; these works are a symbol of our future freedom. Today, mankind, amidst enormous sacrifices and suffering is, with imperfect awareness, striving for a future in the eyes of which all our history will sink to the level of “prehistory”. Paleolithic man was carrying on a comparable struggle. Thus the art most distant from us becomes the nearest; the most alien to us becomes the closest”.

Max Raphael.  
Prehistoric Cave Paintings.
New York: Pantheon, 1945, p. 2

    «Пещерная живопись поражает нас современностью своего замысла и поэтому выглядит такой знакомой. Объясняется это той уникальной исторической ситуацией, в которой она создавалась. Она - великий духовный символ, так как относится к тому времени, когда человек только вышел из исключительно зоологического существования, когда господство животных над ним прекратилось, и он начал господствовать над ними. Это освобождение из животного состояния нашло художественное выражение великое и универсально человеческое. Подобное тому, что позже было найдено греками, чтобы выразить свое освобождение от земледелия, когда они порвали с существованием, привязанным исключительно к почве, занялись кораблевождением, морской торговлей и включились в социально-политическую жизнь полиса. Живопись эпохи палеолита напоминает нам, что наша теперешняя зависимость от сил, не являющихся силами природы, вовсе не вечна. Эти произведения – символ нашей будущей свободы. Сегодня человечество, посреди громадных жертв  и страданий, не до конца это осознавая, стремится к будущему, в глазах которого вся наша история будет выглядеть лишь предысторией. Палеолитический человек вел подобную борьбу. Так искусство наиболее удаленное от нас оказывается ближайшим, наиболее чуждое становится точно нам соответствующим».

Макс Рафаэль.
Доисторическая пещерная живопись. 
Нью-Йорк, 1945, с. 2
Перевод:  Д. Гутов.