А. Осмоловский
Журнал "БАЗА", 2010, № 1

Работы Дмитрия Гутова "Рисунки Рембрандта" - это серия объемных изображений графических набросков Рембрандта.  Плоский рисунок, линии которого разнесены в объеме превращается в особый вид круглой скульптуры. Эту скульптуру необходимо осматривать с разных точек. Но в отличие от традиционной круглой скульптуры, где зритель видит разные ракурсы одного и того же объема, в этих скульптурах ракурсы отрицают сами себя. Только с двух точек можно увидеть точный рисунок Рембрандта: один прямо в фас и другой с обратной стороны (соответственно этот вид будет зеркально перевернут). Все другие ракурсы так или иначе смещают, корежат рисунок, превращая его в конце концов в хаос бессмысленных линий. Перед зрителем в буквальном смысле слова развертывается вся история искусства: от реалистического изображения, через "экспрессионизм" различных его искажений в радикальную абстракцию и цитирующий постмодернизм: оборотная зеркально перевернутая сторона (постмодернисты часто использовали этот прием).

Эта серия есть визуальное воплощение "исторических рядов" Гарри Леманна: произведение искусства как синтез всей истории искусства ХХ века. Именно через демонстрацию этого синтеза проявляется рефлексивный элемент данного произведения.

В работе содержится и значительный "демократический" элемент, который определяется свободой выбора позиции при взгляде на него: в буквальном смысле слова зритель/обладатель этой работы способен сам выбирать какой своей "стороной" ему больше всего подходит "искусство". Для кого-то важно увидеть "рисунок Рембрандта", а кому-то будет интересно посмотреть на хаос скрученной и согнутой проволоки в которой этот рисунок скрывается. Тема сокрытости в искусстве модернизма классического искусства - наверное, самая главная для нашей эпохи. Соответственно задача выявления этой сокрытости - перспектива нового этапа развития современного искусства. Что работы Гутова в метафорической форме блестяще нам демонстрируют.