Ирина Кулик.
Очередное заседание Института Михаила Лифшица, возглавляемого художником Дмитрием Гутовым, посвященное обсуждению статьи классика марксистской эстетики о поп-арте "Феноменология консервной банки", лифшицианцы не побоялись провести в настоящем "логове врага" - фешенебельной галерее "Stella Art Gallery", где сейчас проходит выставка Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баскиа. В дискуссии приняла участие ИРИНА КУЛИК.
Институт Лифшица, изучающий наследие философа-марксиста
и продолжающий начатую им непримиримую критику модернизма, существует уже десять
лет. Все это кажется чисто художественным проектом Дмитрия Гутова: трудно поверить,
что можно всерьез реанимировать взгляды автора знаменитого труда "Кризис
безобразия". Но господин Гутов настаивает на серьезности своих штудий:
современное искусство опять в кризисе, и объяснить его природу можно лишь обратившись
к трудам Михаила Лифшица, прозорливо начавшего свой крестовый поход против модернизма
еще в авангардные 1920е годы, будучи студентом ВХУТЕМАСа. Тогда его обвинили
в правом уклонизме. Возвращение Михаила Лифшица состоялось лишь в 1960е годы:
его традиционалистские взгляды оказались востребованными для борьбы с буржуазным
искусством. Статья "Феноменология консервной банки", впервые опубликованная
в журнале "Коммунист" в 1966 году - не просто дежурная идеологическая
брань, но фундаментальное исследование поп-арта: тут и обзор западной арт-прессы,
и анализ рынка современного искусства, и философская интерпретация, и даже воображаемый
монолог самой консервной банки (имеется в виду пресловутый уорхоловский "Суп
Кэмпбелл").
Дмитрия Гутова, известного своей преподавательской деятельностью, в "Stella
Art" позвала директор галереи, итальянка Тереза Мавика. Галерея мыслит
себя не только как коммерческое, но и как просветительское предприятие. Госпожу
Мавика поразило, как мало людей в Москве знают, кто такой Энди Уорхол, не говоря
уже о Жан-Мишеле Баскиа и Томе Вессельмане. Даже некоторые журналисты на полном
серьезе интересовались - а приедет ли Уорхол на открытие московской выставки?
Дмитрий Гутов принял приглашение, и предложил перечитать "Феноменологию
консервной банки" в ситуации, которую Михаил Лифшиц не мог представить
даже в страшном сне: на выставке поп-арта в капиталистической Москве.
Лифшицианцы были настроены решительно. Одна девушка повесила на шею настоящий
консервный нож. Наверное, на дьявольские банки один вид этого орудия воздействует
так же, как крест - на нечисть. Адепты Лифшица предпочитают изъясняться пением.
Дмитрию Гутову такой способ общения напоминает классические советские музыкальные
комедии и вообще, как полагает художник, при коммунизме все должны исключительно
петь. Оппоненты предпочитали обычную речь. Критиковали советского искусствоведа-марксиста
слева; главным критиком выступил известный своими левацкими взглядами художник
Анатолий Осмоловский. Михаила Лифшица обвинили в подмене подлинно марксистской
критики реакционным апеллированием к вечной "красоте", и даже в скрытом
религиозном мракобесии. В общем, его вновь признали правым уклонистом. Но разве
обычное рассудительное слово может заглушить льющееся из самой души пение? Да
и стоило ли так всерьез обсуждать главу из заведомо одиозной книжки? Может,
надо было просто увидеть в мероприятии экстравагантную форму ностальгии по столь
любимым Дмитрием Гутовым 1960-м? Впрочем, граждане, видящие в современном искусстве
сплошной кризис безобразия, а то и чего похуже, не перевелись и сегодня, и не
все они так безобидны, как поющие поклонники Михаила Лифшица.