"Эксцесс незаинтересованного созерцания", Синефантом Week, 10 августа 2005 года, № 29 (41)

ДМИТРИЙ ГУТОВ – ПРОНИКНОВЕННЫЙ РЕЖИССЁР И БОЛЬШОЙ ПОКЛОННИК ЛИФШИЦА

Дмитрий Гутов родился в 1960 году в Москве. В 1992 году окончил Академию Художеств. С 1998 года принял участие более чем в 90 выставках по всему миру. Участник крупнейших биеннале современного искусства. Один из самых именитых представителей современного искусства России, работает как живописец, фотограф, создаёт инсталляции, снимает видео.

10 августа в кинотеатре «Фитиль» прошла видеопрограмма знаменитого интеллектуала и левого радикала российской арт-сцены Дмитрия Гутова Программа прошла под замысловатым названием «Эксцесс незаинтересованного созерцания».

По правде говоря, с творчеством Дмитрия Гутова до этого времени я не сталкивалась никогда и думала, что на показ придут одни обветшалые интеллигентные до мозга костей старушонки. Однако в фойе была практически одна молодёжь, причём некоторые довольно альтернативного вида. Сам Дмитрий Гутов без доли страха и стеснения разгуливал между толпами тех, кто пришёл посмотреть на сие действо.

Поскольку касса сломалась, никто долго не мог получить свой билет и в итоге, видеопрограмма началась с опозданием на час. Когда все, наконец, расположились в кинозале, Дмитрий Гутов рассказал немного о своих работах, которые он представил вниманию общественности.

Вся видеопрограмма состояла из пяти работ художника. Именно художником, а не режиссёром попросил называть себя автор. Т.к. сам уверяет, что его работы не фильмы, а картины, которые собственно и создавались-то для различных выставок. Дмитрий Гутов сказал также о том, что его работы можно смотреть как обычные картины, т.е. не от начала до конца, а в любом порядке.

Представленные фильмы заключали в себе всё, самое ценное, что отснял Дмитрий Гутов, по его мнению, за пять лет: с 2000 по 2005 год.

- «Демонстрация».

Эта работа, по словам автора, представляет собой классический видео-арт. В фильме показаны несколько художников, которые изображали демонстрацию, неожиданно разворачивая красные транспаранты и флаги над ничего не подразумевающей толпой, переходящей улицу на зелёный свет. Очень забавно были расписаны сами транспаранты, например: «Sex Маркс Карл Pistols» или «Всем по 700$». Интересно, что вся съёмка проходила в замедленном темпе под музыку Pink Floyd. Очень тонко отражены реакции людей и их лица. Работа очень глубокая и цепляющая.

- «С квартиры на квартиру».

Работа тоже сделана в видео-арте. Однако, она куда оригинальней, учитывая сам замысел. Сама задумка фильма родилась у автора, когда он помогал переезжать своему другу. И в кузове машины, в которой он оказался, он увидел, обратное отражение улицы, по которой ехал, через маленькие дырочки в корпусе машины. Это тронуло Дмитрия Гутова настолько, что он решил сделать такой фильм. Он назвал это медитацией. И это было действительно так. Движение сопровождалось непрерывно повторяющимся романсом П. И. Чайковского «Средь шумного бала».

- «Институт Лифшица».

Этот фильм документальный. Представляет собой историю жизни Лифшица и его значения в мировом масштабе. После просмотра фильма становишься знатоком этой противоречивой персоны, также становятся очевидными любовь и трепет Дмитрия Гутова по отношению к Лифшицу. Детальное изучение в течении всей тягостной жизни мыслителя советской эпохи, не может не тронуть. Оказывается в Москве был открыт Институт имени Лифшица, в создании которого играл большую роль Дмитрий Гутов.

- «Московское лето».

Вот этот фильм можно по праву считать скандальным, с улыбкой на лице. Потому что здесь Гутов осуществил заветную мечту, чуть ли не всех лиц мужского пола – позаглядывать девчонкам под юбки. Московское лето, московское метро, 2000 год, девушки в юбках и Дмитрий Гутов тут как тут со своей камерой. Мило, конечно, но вызывает страх у нас, лиц женского пола. Одела ты понимаешь, юбку, в связи с жарой на улице, и трусы у тебя под юбчонкой в горошек, вошла в метро, тебя там Дмитрий Гутов заснял, а потом все радуются при просмотре… Ну, это всё конечно смех, а на самом деле, эта работа наверное единственная, которая вызвала явно ошеломлённое оживление в зале. Интересно так же музыкальное оформление этой работы. Фильм сопровождается песней А. Северного на стихи С. Есенина «Пой же, пой на проклятой гитаре». Забавно, что голос Северного чем-то напоминает голос Билли Новика, солиста группы «Billy`s band».

- «Eroica».

Фильм самый короткий, всего лишь шесть минут, однако невероятно трогательный. Мальчик играет в одиночку в футбол в футбольной форме с надписью на спине «Оленичев». Летит снег, а он в летней футбольной форме. Дальше его мяч улетает за ограждение, он падает то ли от, того, что забил «гол», то ли от обиды, что улетел мяч, непонятно. Долго лежит, потом встаёт переодевается и… всё. Самый непонятный из всех по задумке фильм. Самый новый фильм Гутова, показанный всего лишь один раз на ММКФ в этом году.

В целом, от увиденного создались противоречивые впечатления. С одной стороны работы Дмитрия Гутова специфические, с другой стороны они настолько чувственные сильные и проникновенные, что начинаешь понимать – такое мог создать только истинный художник с особенно тонким восприятием мира и особенным пониманием таких банальных вещей как мальчишеская игра в футбол. И даже, заглядывание под юбку выглядит не пошло, а наоборот мило и приятно.


Текст: Коноплёва Евгения


Источник: Информационное Агентство DOTSMEDIA.RU, 10 августа 2005 г.