Venice (ENG)

Текст из каталога выставки " Венецианская биеннале 1995. Российский павильон"…СОЗНАНИЕ ЭТО ТАКАЯ ВЕЩЬ, КОТОРУЮ МИР ДОЛЖЕН ОБРЕСТИ, ХОЧЕТ ОН ЭТОГО ИЛИ НЕТ…

Исходным кураторским условием настоящего проекта являлось то, что три московских художника - Евгений Асс (р. 1946), Дмитрий Гутов (р. 1960) и Вадим Фишкин (р. 1964) были приглашены не к репрезентации своих авторских произведений, а к совместной работе над общим проектом. Работа эта свелась к длительному процессу дискутирования. Предметом же обсуждения стала проблематика, заданная самими предпосылками работы - создание проекта в Российском павильоне на Венецианской Биеннале. Что, собственно, должно, быть объектом экспонирования? Или, иначе говоря, каковы сегодня границы феномена искусства? Какова, собственно, функция субъекта экспонирования? Или, иначе говоря, может ли художник взять на себя миссию не столько персонального, сколько национального репрезентирования? Насколько состоятельны ныне проектные возможности экспонирования? Или, иначе говоря, можно ли сегодня языком искусства высказать нечто обладающее универсальной значимостью?
По ходу работы возникали и разрабатывались совершенно различные проектные версии. Предполагалось решить павильон как масштабный информационный стенд о современном искусстве; предполагалось расширить объем информации, включив материал новой русской маскультуры - видеоклипы, телевизионную трансляцию и т.п.; предполагалось, обратившей к некой единой метафоре современной России, посвятить павильон документации гигантской финансовой аферы акционерного общества "МММ" и невероятным жизненным коллизиям его президента Сергея Мавроди; или же взять за метафорическую основу серию шовинистических рекламных роликов концерна "Гермес"; предполагались и другие варианты, среди которых - гипотетический взрыв павильона или же вариант - оставить его пустым. В ходе работы неизбежно авторы проекта обращались к темам, определившим реальное содержание этого года - война в Чечне, скандальные политические убийства, социальный и экономический хаос и т. д.
То, что стало творческим резюме этого опыта проектной работы, так это осознание ценности самого этого опыта - опыта проектного взыскания ценностей в ситуации абсолютной неспособности художественного сознания к синтезированию опыта, к утверждению ценностей. Первый зал и стал местом презентации материала разрабатывавшихся в течение года проектных версий, а также материала того, что отражает жизненное содержание этого года прожитого авторами в дискуссиях о возможном проекте. Выбор, предопределивший для презентации в центральном зале одну из проектных версий, лишен какого-либо программного смысла. Материалы хроники, рассказывающей о том, как на одном и том же месте в центре Москвы на протяжении столетий строили, разрушали и заново воздвигали грандиозные сооружения - вся эта достоверная история есть иллюстрация очевидной идеи о циклической замкнутости русской истории, о ее неискоренимой тяге к деструкции и утопии. Развернутая в последнем зале акция сбора средств в пользу искусственного разума, тоже вполне очевидна. Ведь сбор средств - наиболее закономерная метафора современной России, в то время как апелляция к надличностному разуму ~ такая же очевидная метафора неискоренимого русского трансцедентализма и идеализма. Безусловной достоверностью в этом проекте обладает вид венецианской лагуны с балюстрады павильона и Иван Фадеев, насвистывающий "Неаполитанскую песню* Чайковского - фрагмент хроники 1932 года, на который случайно в ходе работы наткнулись авторы. Для убедительности этой достоверности авторы проекта запросили адресный стол Волоколамского района с тем, чтобы уточнить даты жизни и вероятной смерти безвестного свистуна. Ответа они так и не получили, что, впрочем, не имеет принципиального значения. Не принципиально также и то, что название работы "Создание это такая вещь, которую мир должен обрести, хочет он этого или нет" - цитата, позаимствованная у Карла Маркса.

Виктор Мизиано
1995