ENGLISH VERSION

Moscow Summer. Painting.

В защиту живописи

Художественный Журнал, № 2-3, 2002, (43-44), с. 7

Если есть сегодня, что-нибудь жалкое, никому ненужное, бессмысленное и бесполезное, то это живопись. Я имею в виду живопись в ее классическом понимании.
Есть еще и другой вид занятий, где тоже художник делает вид, что что-то изображает, а сам занимается совсем другим делом. Его мы оставим в покое. Этот последний и без нас пользуется интересом, правда в сфере узкопрофессиональной ограниченности, но вольному воля.
За ничтожное, всеми отброшенное хочется заступиться. Сделать это не просто. Серьезные концепции говорят: где живопись находится, там ей и место. Все, что она могла обнаружить ценного, она уже отобразила. Неповторимый рельеф лица, туман в горах, кожу, под которой пульсирует кровь, сцены сельского пьянства, печаль во взгляде. Открытия, совершенные на этом пути грандиозны, они будут и дальше повергать в изумление, но ничего существенного здесь уже сделать нельзя. Сила и свежесть первого чувства неповторимы.
К тому же, следует добавить, мир сегодня стал так пошл, что любое его живописное отображение может быть только пошлостью. Где тот предмет, сюжет, который можно было бы полюбить так, чтобы потерять покой, пока он не будет перенесен на холст? Что из доступного сегодня зрению может быть признанным достойным изображения, стать предметом страсти? А без взволнованности художника след кисти будет лишен всякого трепета, делающего живопись живописью. Для существования пластического искусства, жизнь сначала должна быть пластична.
Спорить со всем этим невозможно, но и соглашаться не следует.
Нет такого закона, по которому мы обязаны считаться с обстоятельствами и действовать согласно с ними. К тому же, если задуматься, то для занятий живописью существуют серьезные основания.
Вы боялись мертвящих тенденций - но из всех существующих эта, по крайней мере, самая забытая.
Вы боитесь быть несовременными - а мультимедиа для вас признак современности?
Боитесь быть неоригинальным - попробуйте заняться видео, и вы будете гарантировано банальным.
Боитесь наивности - к счастью, сегодня все выглядит изощренностью.
Настаиваете на безумии - придумайте что-нибудь более ненормальное.
Или боитесь, что вас не возьмут в историю искусства - этот страх вполне компенсируется тем, что историю искусства, возможно, никуда не возьмут.
Эпоха фобий позади.
В наши дни, ничего не имеет никакого значения.
Это открывает некоторое пространство для творчества. Здесь заключен шанс, заново пережить возможность живописного изображения, как захватывающее приключение.

Дмитрий Гутов. 2002.